Советы психолога родителям © Минская государственная гимназия-колледж искусств

 

↓A↑

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Управление по образованию администрации Центрального района г. Минска

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

наш баннер

 

наши соц. сети

Мы Вконтакте Мы в Telegram

админ сайта

 

© copyright

 

Советы психолога родителям


 


  04.06.2020 Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Переход учеников из начальной школы — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

подробнее.../свернуть

Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит не только от учителей, от классного руководителя, но и от родителей. Это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Это зависит не только от школы, но и от Вас.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются:

  • дети переходят от одного основного учителя к многим – а значит им приходится на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу деятельности, особенностям речи, стилю преподавания, требованиям каждого учителя.
  • Происходит смена позиции ребенка – из «старшего » в начальной школе он становится  «младшим» в средней.

Что бы лучше понимать, что происходит с Вашим ребенком, нужно знать об общих возрастных особенностях младших подростков.

Для пятиклассников характерно:

  • направленность на общение, особенно со сверстниками, возникает потребность в достойном положении  в классе, стремление избежать изоляции в коллективе, обзавестись верным другом.

(если в начальной школе ведущая деятельность: учебная, то в данном возрасте: общение)

  • в этом возрасте отмечается повышенная утомляемость; 
  • ярко выраженная эмоциональность; 
  • переоценка своих возможностей 
  • стремление отделиться от всего подчеркнуто детского (когда называют ласково, детская одежда, игрушки); 
  • отсутствие авторитета возраста; (не воспринимается разница в возрасте)
  • отвращение к необоснованным запретам; 
  • восприимчивость к промахам учителей; 
  • требовательность к соответствию слова делу; (попусту не обещать, не угрожать, за словом должно следовать дело)
  • повышенный интерес к спорту, коллекционированию, музыке и кино.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными.

К трудностям школьной жизни пятиклассников относятся и возросший темп работы (дети, не умеющие быстро писать, не успевают); возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Нежелание выполнять домашнее задание.
  4. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  5. Жалобы на события, связанные со школой.
  6. Беспокойный сон.
  7. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Необходимо отметить, что период адаптации при переходе в 5 –ый класс может длиться от одного месяца до полугода. Для облегчения процесса адаптации нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Обеспечьте своему ребенку соблюдение режима дня.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • При подготовке домашнего задания помогайте ребенку, если он просит, но не делайте вместо него ничего.
  • Познакомьтесь с одноклассниками своего ребенка и предоставьте ему возможность общаться с ними и вне стен школы (позвольте приглашать их к себе домой, вместе гулять).
  • В присутствии ребенка о школе и учителях,  высказывайтесь только позитивно.
  • Учитывайте тип темперамента ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, новым требованиям.
  • Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи, но и за успехи в кружках, вне классной деятельности (стенгазеты, огоньки).
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У него непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. (именно в этом возрасте можно заводить собак, других животных, за которых они буду нести ответственность).

И общая рекомендация на все времена: безусловно принимать ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.


 


  04.06.2020 Рекомендации родителям «Как поддержать своего ребенка при выборе профессии?»

Выбор профессии – задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью.

подробнее.../свернуть

Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

Существует «формула выбора профессии». Хочу – это ваши интересы, склонности, желания, мечты, Могу – это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности. Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии. Если вы сумеете совместить свои «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным.

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:

-   Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

-   Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?

-   Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?

-   Кем  хочет стать Ваш ребенок?

-   Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?

- Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?

-   Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?

Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

Стратегия выбора профессии:

  1. Проанализировать три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие.
  • Первый фактор «Хочу»: Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.
  • Второй фактор «Могу»: Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
  • Третий фактор «Надо»: Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
  1. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  2. Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  3. Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  4. Продумать вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Вы волнуетесь за будущее детей, искренне желаете им счастья и хотите помочь в выборе профессии.

Но и вы можете ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно вы имеете наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, можете сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о "выгодном”, "удобном”, "беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению, профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от "своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.

 

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Выбор профессии «за компанию»: Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
  • Выбор престижной профессии: В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
  • Отождествление учебного предмета с профессией: Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание - журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
  • Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится: к примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
  • Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии: необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).
  • Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии: незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
  • Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах: помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Ваша задача – помочь своему ребенку взрослеть рядом с ним, быть нужным ему, а это значит, быть всегда настроенным "на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек "состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и "климат” общения, то есть уровень и образ жизни. 

Родительские советы и помощь

Если вы сами практически ничего не знаете о той профессии, которая нравится ребенку, не пожалейте времени на то, чтобы получить о ней как можно больше информации. Вам в помощь – интернет, научно-популярная и профильная литература. Хорошо изучив данный вопрос, вы не только вызовете уважение своего ребенка, но и сможете открыть ему те грани профессии, о которых он и не подозревал. 

Даже если выбор сына или дочери вам не нравится, вы сможете привести серьезные аргументы в пользу своего мнения. Здесь главное – не давить на него своим родительским авторитетом, а, приведя веские доводы, спокойно и аргументированно объяснить, почему вы против этого выбора. При этом подчеркните, что в любом случае решение остается за ним. И тогда вполне вероятно, что подросток прислушается к вашему совету. 

Если выпускник очарован внешним блеском театральной богемы или чьими-то финансовыми успехами в сфере бизнеса, постарайтесь лично познакомить его с представителями этих профессий. Вам не нужно специально искать таких знакомств – достаточно предложить подростку посмотреть в интернете интервью со знаменитостями, где они рассказывают о своем пути к успеху. Возможно, подросток вдохновится этими примерами и настроится на длительную и серьезную работу на выбранном поприще – значит, он сделал правильный выбор. А если трудности, о которых он услышит из первых уст, заставят его отказаться от этой профессии, вы можете себя поздравить с тем, что вовремя предостерегли своего ребенка от неверного выбора.

Подростки склонны больше доверять мнению посторонних людей, чем родительскому – примите это как факт, без обид и возмущений. Понимая это, вы сможете грамотно повлиять на выбор вашего ребенка, заранее исключив протест. Например, если у подростка проблемы со здоровьем, а он собирается выбрать профессию, требующую серьезных физических нагрузок, понятно, что вы будете категорически против такого выбора. Но ваша категоричность вряд ли принесет пользу – скорее, вызовет встречный протест, сопровождаемый взаимными препирательствами. Чтобы избежать ссор и сохранить хорошие отношения, предложите ребенку пройти полное медицинское обследование. И тогда уже не вы, а посторонние люди – врачи – обоснованно вынесут вердикт: эта профессия не для вашего ребенка.

Бывает, что родители переоценивают способности своего чада и буквально силой заставляют его поступать в престижный вуз, не принимая во внимание его желание, характер и увлечения. Это его жизнь, не ваша. Не всем дано стать вторым Пушкиным или Лобачевским, а тем более – насильно. Наверняка у вашего сына или дочери есть другие таланты, пусть и не столь ярко выраженные. Дайте подростку возможность их реализовать.

К счастью, далеко не всегда мечта ребенка о своей будущей профессии противоречит мнению родителей. Но если вам понравился его выбор, это не значит, что вы должны успокоиться и самоустраниться. Наоборот, постарайтесь оказать ему максимальную помощь в достижении своей мечты. 

Эта помощь может выражаться по-разному: она может быть психологической, когда ребенка нужно морально поддержать перед экзаменом в вуз, или финансовой, когда, например, необходимо оплатить занятия на подготовительных курсах. Да и просто быть внимательным слушателем и заинтересованным собеседником – уже серьезная поддержка для подростка, выбирающего профессию. 

В наше время целесообразно ориентироваться не на одну профессию и иметь запасной вариант. Юношеский максимализм не позволяет подросткам об этом задумываться, а родителям надо выяснить, что намерен делать выпускник, если что-то не сложится. Наличие запасного варианта снижает напряжение и тревогу у подростка.

Говорите со своим ребенком о том, как он видит себя через пять, десять, двадцать лет. Помечтайте вместе, постройте план его будущей карьеры, расскажите ему, как вы сами выбирали профессию и насколько удачным оказался этот выбор. Будьте уверены: ребенок непременно почувствует ваш искренний интерес и охотно поделится с вами своими планами. А ваша задача – показать ему оптимальные пути для достижения цели. 


 


  27.09.2018 ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер. Практически невозможно найти учебное заведение или организацию без наличия в них компьютера и компьютерных сетей. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры.

подробнее.../свернуть

Игра свойственна человеку на протяжении всей жизни. В основе увлеченности компьютерными играми лежит ПОТРЕБНОСТЬ В ИГРЕ. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие.
Люди, играющие в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно этому подвержены подростки в возрасте от 13 до 18 лет. Именно у этой категории обучающихся появляется навязчивое стремление уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.
Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем:

  • замедляется физическое и психическое развитие,
  • практически исключается необходимая двигательная активность,
  • замедляется развитие широкого спектра эмоциональных реакций,
  • замедляется формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе за компьютером или проведение за компьютером большей части времени.

Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что им в виртуальном (вымышленном) мире игры становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире для них существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям. Более того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы.

Факторы, способствующие развитию пристрастия ребенка к компьютерной игре:

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем.Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ:

  • Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест.
  • Ребенок раздражается при вынужденном отвлечении.
  • Ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере.
  • Ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретение новых игр.
  • Ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков.
  • У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье.
  • Чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками.
  • Прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
  • Ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере.
  • Ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими.
  • Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок (при игре дети практически не моргают) может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.


 


  16.10.2017 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

подробнее.../свернуть

    Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую  роль  в формировании личности школьника. Как могут помочь родители  детям в этой ситуации?

  1. Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
  2. Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение  не надо.
  3. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в  библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  что больше всего запомнилось? Что  понравилось, а что нет?
  4. Читайте вместе с детьми книги по ролям.
  5. Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка  значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
  6. Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех.
  7. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
  8. Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
  9. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
  10.  У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином  своего уголка

 

Памятка для родителей

  •     Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

  •     Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
     
  •     Работайте спокойно, без упреков, порицаний.

  •     Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

  •     Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

  •     Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

  •     Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку.

  •     Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

 


 


  11.10.2017 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-ых, 5-ых КЛАССОВ

подробнее.../свернуть

Родителям второклассников

Уважаемые родители! Ваш ребенок уже второклассник.

Адаптация ребенка к новой школе – это сильный эмоциональный стресс, сопряженный с рядом проблем. Ребенка волнует сразу множество вопросов: "Как меня примут?», "Как подружиться с ребятами?», "Понравится ли мне учитель?". Поэтому ему требуется ваша помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения. Первое время ребенок будет сравнивать старую школу с новой, старые требования с новыми. А если в старой школе остались друзья – то это вдвойне тяжелее для маленького школьника.

Ребенок нуждается в вашей эмоциональной поддержке, которая поможет не только почувствовать значимость своей деятельности, но и будет способствовать повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. Поддерживайте его, укрепляйте веру в себя, в собственные силы.

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается, что связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Младшему школьнику недостаточно ясны и во многом неопределенны критерии, по которым оцениваются результаты учения. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Обсуждайте проблемы школьных оценок (процесса оценивания) и отметок, и отношение к ним детей. Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно, выделить критерии оценивания своей работы. Но не выстраивайте свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют родительским ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов.

Верьте в возможности своего ребенка, оказывайте реальную помощь в учебе. Приучайте ребенка к самостоятельности, оказывайте помощь в выполнении домашнего задания лишь в том случае, если ребенок сам вас об этом попросит.

 В этом возрасте также не исключены конфликты со сверстниками, с одноклассниками, дети разные по характеру, по темпераменту, разная культура речевого и эмоционального общения, разная воля.

На подстройку ко всему новому нужно время.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.


 


  11.10.2017 Советы психологов родителям в воспитании подростков

подробнее.../свернуть

Воспитание — это направленный процесс, цель которого заключается в формировании социальных связей, создании условии для усвоения ребенком общественных норм и правил. В подростковом возрасте воспитатель должен помогать воспитуемому искать и находить свое место в мире и в обществе.

Особенности Подросткового Возраста

В подростковом возрасте физиологическая перестройка организма совпадает с активным психическим и социальным развитием. Формирование общественных связей сопровождается поиском своего места в мире, осознанием и принятием своих социальных ролей. Вчерашний ребенок ищет ответы на вопросы «кто я?» и «что я делаю в этом мире?».

Полученные в подростковом возрасте ответы в большинстве случаев сохраняются на всю жизнь. Если подросток решает, что он изгой и ему никто не рад, эта установка будет преследовать его всю жизнь. Напротив, когда ребенок находит свое место в мире и обществе в подростковом возрасте, он успешно справляется с этой задачей в течение всей жизни.

Советы родителям подростков

• Создавайте условия для нормального развития организма ребенка. Состояние психики прямо зависит от физиологических факторов, к которым дети особенно чувствительны. Подросток должен соблюдать режим труда и отдыха, достаточно спать, проводить много времени на свежем воздухе, заниматься физкультурой. Умственная нагрузка в школе должна дополняться физическим развитием. Поэтому не упускайте возможности записать ребенка в спортивные секции, на танцы, в туристический клуб.

• Общайтесь с ребенком как можно больше, проводите с ним досуг, отвечайте на интересующие его вопросы. В этом случае ваше мнение останется для ребенка авторитетным, а вы сможете влиять на его взгляды и отношение к себе, и к миру.

• Не навязывайте ребенку своей точки зрения. Старайтесь, чтобы он искал ответы на поставленные вопросы вместе с вами. Спрашивайте у подростка его мнение о тех или иных общественных явлениях, подчеркивайте, что его мысли важны для вас.

• Станьте примером для своего ребенка. Если в вашей семье принято уважительное отношение к старшим, приветствуется доброжелательное общение между супругами, подросток наверняка сохранит это в памяти и реализует в собственной семье.

• Постарайтесь научить ребенка конфликтовать конструктивно и договариваться со сверстниками. Подросток не должен драться, ругаться, разрывать отношения с друзьями. Объясните ему, что использование физической силы допустимо только в ответ на агрессию. Воспитание толерантности у подростков позволяет избежать серьезных проблем в зрелом возрасте, таких, как насилие в семье, противоправные действия и т.п.

• Не избегайте в общении половой тематики. В подростковом возрасте происходит формирование сексуальности. Лучше, чтобы на этот процесс влияли родители, а не улица. Покажите ребенку, что его интерес к отношению между полами абсолютно нормален и приемлем. Не старайтесь тотально контролировать подростка, у вас это не получится.

• Не допускайте формирования у ребенка интереса к сигаретам или употреблению алкогольных напитков. Подросток должен знать о последствиях курения и алкоголизма.

Подростки часто ставят родителей в тупик своим поведением. В подобных ситуациях вы не должны стараться, во что бы то ни стало устранить нежелательные проявления. В частности, не спешите сразу использовать физическое наказание.

Помните:основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. 


 


  19.08.2016 Преодоление тревожности у детей

подробнее.../свернуть
  1.  Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:
  • слушайте своего ребенка;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности.

 

  1. Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

 

  1. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.

 

  1. Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.

 

  1. Принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.

 

  1. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

 

  1. Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

 

 

Успехов, удачи и взаимопонимания!


 


  22.08.2016 Советы взрослым

подробнее.../свернуть

Какими бы дети хотели видеть своих родителей?

Такими, которые:

  • «…интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»,
  • «…выслушивают и стараются понять»,
  • «…дают почувствовать, что любят нас»,
  • «…принимают нас такими, какими какие мы есть – со всеми нашими ошибками и недостатками».
  • «…доверяют нам и ждут хорошего»,
  • «…относятся к нам как к взрослым»,
  • «…направляют нас»,

 Что стоит за этими фразами?

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по количеству времени, которое уделяют ему.

Если же подросток испытывает недостаток родительского внимания, то и доверительные отношение между ними и его родителями не возникают.

Ему не доверяют родители, значит, не доверяет и он себе сам, т.е. низко оценивает себя, не уверен в собственных силах и возможностях.

  • В наше время большую часть суток подростки проводят вне родительского внимания.
  • С другой стороны, есть и родители, которые слишком навязывают свое общество подросшим детям
  •  Во всем хороша «золотая середина».
  • Кроме внимания подросшие дети нуждаются в сопереживании. Подросший ребенок ждет совсем другого – ваше желание выслушать его без скепсиса, понять, поддержать, направить.
  • То уважение, которое дают родители своему ребенку, сторицей окупается миром и добрыми отношениями между всеми членами семьи.
  • Многие родители не имеют реального представления, о чем думают их дети, по той простой причине, что не дают им высказаться, объяснить что-либо.
  •  Вот так и получается, что «семья – это люди, живущие в одной квартире» - как записано в одной из детских анкет.
  • Очень важно для каждого человека быть любимым, принятым. Это базовая духовная потребность. Очень нуждаются во внешних проявлениях родительской любви ваши дети.

 

СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ ОТ ИМЕНИ РЕБЕНКА.

 

vОтноситесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

 

vНе пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Иначе я вообще перестану задавать их и буду искать ответы на улице.

 

vНе придирайтесь и не ворчите. Иначе я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 

vНе заставляйте меня чувствовать, что мои поступки- смертный грех. Мне надо научиться, делая ошибки не ощущать при этом, что не на что не годен.

 

vНе пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. 

vНе подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко  превращаюсь в лжеца.

 

vНе полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

 

vНе расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: « Я вас ненавижу». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что обидели меня.

 

 

 

Желаю удачи!!!

 

 


 


  18.12.2015 О спайсе

подробнее.../свернуть

По каким признакам можно определить, что ребенок начал употреблять наркотики?

 В ходе практики сформулированы признаки, которые могут указывать на то, что подросток начал употреблять наркотические средства:

- состояние опьянения, но спиртным изо рта не пахнет;

- систематическое нарушение координации движений;

- нарушения сна: бессонница или настолько крепкий сон, что ребенка разбудить очень трудно;

- резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой, колеблется настроение, от безудержного веселья до депрессии;

- ребенок потерял старых друзей, а с новыми не знакомит;

- сокрытие от родителей мест, которые он посещает;

- разговор по телефону сводится к ответам «да», «нет», употребляет незнакомые слова;

- попытки всякий раз уйти от разговоров и вообще скрыться с ваших глаз, стремление к уединению;

- стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и т. д.;

- долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;

- повышенная утомляемость, которая сменяется необъяснимой энергичностью;

- необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;

- специфический запах от одежды, незнакомые таблетки, порошки, следы от инъекций;

- неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;

- пропажа денег, вещей, ценностей.

 Отдельно взятый признак может еще ни о чем не говорить, но несколько признаков, да еще систематически повторяющихся — повод насторожиться.

Последствия употребления курительных смесей «СПАЙС».

Спайс (от англ. «spice» - специя, пряность) — разновидность травяной смеси, в состав которой входят синтетические вещества и обыкновенные травы.

В чём опасность курительных смесей «СПАЙС»:

1. От употребления подобных курительных смесей страдает человеческая психика. Воздействие на нее оказывается так же, как и при применении сильнодействующих наркотических веществ. При частом употреблении «спайса» появляются галлюцинации, тревога, рвота, чувство панического страха. Очень часто любители покурить «спайс» попадают в психиатрические лечебницы.

2. Страдает весь организм в целом: легкие, печень, мозг, и ряд других органов.

Воздействие на организм человека

Капилляры мозга, пытаясь не пропустить яд к «основному центру управления», резко сужаются. В результате кровь просто не может снабжать мозг кислородом. Как и любые другие клетки, клетки мозга, лишенные кислорода, погибают. Именно этот эффект и нравится подросткам: возникает ощущение легкости и беззаботности. Да, легкость наступает. Но стоит ли платить за несколько часов «счастья» своим мозгом?

В ряде случаев употребление курительных смесей приводит к бесплодию. Поэтому следует всерьез задуматься, прежде чем впервые попробовать «спайс», и решить, что же является более важным: получить несколько часов сомнительного удовольствия или же в будущем иметь возможность создать нормальную семью.

В отличие от растительных препаратов, например, конопли, действие курительных миксов на человеческий организм в 5-10 раз сильнее. Практически сразу после их принятия наступают мощнейшие галлюцинации, которые могут привести к трагическим последствиям, например, возникнет желание броситься под колеса автомобиля или выпрыгнуть из окна 10-этажного дома. Уже зарегистрированы случаи со смертельным исходом.

 

 

 

Ответственность за хранение и сбыт курительных смесей «СПАЙС»

Согласно перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, утвержденному Постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26, «курительные смеси» отнесены к особо опасным психотропным веществам.

За незаконный оборот особо опасных психотропных веществ предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.ч. 1,2 (хранение) и 3 (сбыт) ст. 328 УК Республики Беларусь.

ч. 1 ст. 328

Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

ч. 2 ст. 328

Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

ч. 3. ст. 328

Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.


 


  18.12.2015 Десять правил безопасности для детей в Интернете

подробнее.../свернуть
  • Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.
  • Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.
  • Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.
  • Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
  • Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
  • Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  • Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  • Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.
  • Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.
  • Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

 


  09.11.2015 Психологическая помощь

подробнее.../свернуть

Телефон круглосуточной горячей линии по оказанию психологической помощи

8-017-202-04-01 

Минский областной клинический центр – служба психического здоровья (г. Минск, ул. П. Бровки, 7)

Запись по телефонам:

 8-029-101-73-73, 8-029-774-66-59, 8-017-331-90-64 

За дополнительной информацией обращайтесь на интернет-сайт http://moks.by


 


  12.06.2014 10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 

подробнее.../свернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by


 


  11.06.2014 Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 

подробнее.../свернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by


 


  10.06.2014 Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

подробнее.../свернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by


 


                                       

 

Учреждение образования "Минская государственная гимназия-колледж искусств"

Адрес: 220002, г. Минск, ул. Коммунистическая, 52
Телефон: 8-017-243-78-18 (секретарь), 8-017-242-08-32 (вахта)
Регистрационное свидетельство № 1141000907 от 09.06.2010г.

 

Кто знает все, тому еще многому нужно учиться. (Славомир Врублевский)